«Готовность ребенка к школе»
Психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать. Детьми до школы цифры и буквы воспринимаются как очередная частичка окружающего мира, и они быстро утрачивают к ним интерес. Чрезмерный объем информации не развивает вообще никого.
Психологическая готовность это прежде всего:
- это твердое желание учиться,
- получать знания;
- понимание важности и необходимости учения;
- проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
- это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда
интересные);
- это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
не менее важна для хорошей адаптации личностная готовность:
- умение строить отношения с учителем;
- умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций
общения, признает авторитет взрослых);
- вежливость, сдержанность, послушание;
- отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки);
- умение управлять своим поведением, оценивать его;
- способность напряженного труда;
- знать основные правила поведения.
Школьно-значимые психологические функции, развитию которых следует уделить внимание:
- развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять
предметы в группы по общим существенным признакам);
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом/слово - картинка либо слово-ситуация/).
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний:
- Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать
условия для развития мелкой моторики руки.
- Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со
сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение
книг, рисовать, лепить, фантазировать.
- Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению
будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче
ему будет личностно в нее включиться.
- Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он
понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны
быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.